Участники:
воспитатель , педагог-психолог
Цель
Организовать тренинг,
который поможет детям справиться с нагрузками.
Задачи
Создать
условия для того, чтобы повысить эмоциональный статус дошкольников и помочь им
отреагировать негативные эмоции в игре.
Оборудование
Аудиоаппаратура
и записи веселых песен для детей, мягкий мячик или небольшая мягкая игрушка,
небьющаяся миска, бумага А4 и цветные карандаши или фломастеры для детей,
большое количество наклеек, стенд и кнопки или магнитная доска и магниты для
рисунков.
Педагог-психолог
Ребята, сегодня мы собрались здесь,
чтобы поиграть. Игры у нас будут психологические. Знаете, что это значит?
Выслушивает ответы, при необходимости успокаивает детей с предубеждениями о работе психолога.
Воспитатель:
Это значит, что мы будем пополнять
наши запасы радости и хорошего настроения. И давайте сразу сделаем первое
упражнение. Оно простое и смешное. Вы готовы?
Дети отвечают.
Воспитатель
Сейчас я попрошу вас изо всех сил
показать мне, как вы радуетесь. Ну-ка, изобразите мне, какое у вас тогда лицо,
какие движения. Что вы делаете, как двигаетесь, что говорите? Можно показывать как угодно. На это у нас будет одна минута.
Сейчас я включу песенку и начнем.
Включает песню, например «Арам-зум-зум».
Педагог-психолог
Прошу!
Дети изображают разные гримасы и движения, могут что-то говорить, кричать, бегать. Педагог-психолог дает им одну минуту, затем выключает музыку.
Воспитатель
Ребята, я сама так развеселилась,
глядя на вас. Вот вы умницы! Умеете радоваться.
Далее комментирует свои наблюдения.
Педагог-психолог
Я заметила, что некоторые из вас
(называет имена детей) во время радостных событий прыгают, скачут. Другие
(называет имена) больше выражают свою радость лицом. А кто-то был такой
спокойный (называет их имена) или даже показал не радость, а другое чувство.
Если были дети, кто демонстрировал мрачную или печальную мимику, называет их имена.
Воспитатель
Мы все разные, но нам всем нужно хотя бы иногда быть счастливыми и радостными. И мы сейчас поиграем в одну игру, в которой каждый кое-что скажет.
Педагог-психолог
Ребята, прошу всех сесть на
стульчики. Вот у меня есть мягкий мячик (или мягкая игрушка). Сейчас мы будем
передавать его друг другу по кругу и называть по одному слову, которое будет
означать что-то, от чего мы радуемся, бываем счастливыми. Начну я, потом
передам мячик тебе.
Называет имя ребенка, с которого начнет; желательно выбрать активного жизнерадостного ребенка.
Воспитатель
Ты передашь мячик ему.
Называет имя ребенка, который сидит рядом с первым.
Педагог-психолог
И так далее. Начинаем. Моя радость
и счастье – это…
Педагог-психолог называет предметы и явления, которые приносят радость, например: семья, чай, спорт, кошки, книжки. Передает мяч ребенку. Дети передают мяч друг другу и называют что-то, что их радует. Педагог-психолог при необходимости помогает наводящими вопросами: «Может быть, рядом с каким-то человеком весело и радостно?», «Какая-то игра?», «Какая-то еда?», «Погода?», «Игрушка?», «Животное?», «Занятие?»
Воспитатель
Ребята, не убирайте мячик
(игрушку), он нам понадобится для нашей суперигры.
Только я еще добавлю к игре вот такую тарелочку.
Берет небьющуюся тарелку.
Педагог-психолог
Готовы? Сейчас расскажу, что мы
будем делать. Мы сейчас с вами поиграем в игру «Передай смешинку». Наш
мячик становится смешинкой. Он очень любит смеяться. Смотрите, я кладу его на
тарелочку.
Кладет мяч на тарелку.
Педагог-психолог
Сейчас мы будем передавать его друг
другу по кругу и во время этого будем говорить: «ха-ха-ха». А передавать будем
вот так – держать тарелочку на ладонях.
Показывает: обе ладони вверх, на них тарелочка.
Педагог-психолог
Давайте попробуем.
Передает мяч первому ребенку и включает веселую песню, например «Если весело живется, делай так». Игра начинается. Педагог-психолог наблюдает за тем, как дети реагируют: раскрепощаются ли в игре, радуются ли. Если у ребенка не получается передать мячик соседу, педагог-психолог помогает ему. При желании он озвучивает дополнительные условия: «теперь передаем, стоя на одной ноге», «а теперь с закрытыми глазами», «теперь делаем еще и смешное лицо», «а теперь передаем и вместо “ха-ха” хрюкаем», «…мяукаем», «…поем». После того как воспитанники передадут тарелку с мячиком-смешинкой два–три раза по кругу, педагог-психолог выключает музыку.
Воспитатель
Ребята, давайте ненадолго сядем на
места и поговорим. Скажите, вы могли бы мне показать, что в вас меняется, когда
вам грустно и когда радостно? Давайте попробуем это нарисовать.
Педагог-психолог раздает каждому ребенку по два листа А4, цветные карандаши или фломастеры.
Педагог-психолог
Ребята, сейчас мы порисуем. У вас
есть листочки и карандаши. Давайте сначала нарисуем что-то, из-за чего вам было
недавно грустно или вы злились. Рисовать можно как угодно – можно кого-то или
что-то нарисовать, а можно просто чиркать по листу, оставлять штрихи, круги,
что захотите. Рисуем!
Все рисуют. Педагог-психолог подходит к детям, аккуратно расспрашивает, что именно нарисовано – какое событие, какое переживание. Дает поддерживающую обратную связь: «это правда тяжело», «ох как обидно», «бедняга», «вот это ты злился!» Когда рисунки готовы, педагог-психолог хвалит детей.
Педагог-психолог
Я вижу такие выразительные рисунки!
Какие вы молодцы! Давайте теперь сделаем кое-что с этими рисунками. Мы как
будто уничтожим те плохие чувства, которые вы на них нарисовали. А для этого мы
сделаем с этими рисунками то, что сами захотим. Например, мы можем исправить их
– нарисовать рядом что-то хорошее, украсить их, заклеить наклейками.
Показывает стопку наклеек.
Воспитатель
Или можем уничтожить рисунки,
скомкать, порвать листочки. А можем мелко-мелко свернуть листочек и спрятать
где-то у меня в кабинете. Кто как захочет. Приступаем.
Дети заклеивают рисунки наклейками или рвут, комкают, прячут рисунки. В это время важно поддерживать отреагирование – не запрещать злиться или топтать лист, выражать понимание эмоций ребенка: «я понимаю твою злость», «я чувствую, как это было для тебя тяжело».
Педагог-психолог
А теперь возьмите еще по одному
листочку и нарисуйте второй рисунок, который связан с радостью. Но рисовать мы
будем необычно. Во-первых, берите карандашики не в ту руку, какой рисуете
обычно.
Левши в правую, правши в левую.
Воспитатель
А во-вторых, рисуйте не какой-то
сюжет, а узоры – линии, круги, волны. Включаю нашу веселую музыку и начинаем.
Включает музыку, например «Танец маленьких утят», дети рисуют. Когда рисунки готовы, педагог-психолог хвалит детей.
Воспитатель
Умницы! Какие милые, радостные,
счастливые рисунки получились! Давайте повесим эти рисунки на стенд (на доску).
А после занятия тот, кто захочет, возьмет рисунок с собой домой.
Дети закрепляют рисунки.
Педагог-психолог
У меня есть еще одна игра, чтобы мы
подвигались и повеселились. Вы готовы? Повторяйте мои движения!
Первый раз педагог-психолог показывает движения без музыки, потом под музыку. Каждое движение на протяжении игры он громко называет вслух. Дети выполняют все движения обеими руками. Движения, которые педагог-психолог показывает детям: «голова» – схватиться за голову; «колени» – схватиться за колени; «пальцы» – руки перед собой, согнуть в локтях, соединить пальцы на каждой руке так, чтобы соприкоснулись подушечки, как будто держим щепотку песка; «глаза» – закрыть ладонями глаза; «уши» – закрыть ладонями уши; «нос» – закрыть ладонями нос; «губы» – приложить пальцы к губам.
Педагог-психолог
Голова – колени – пальцы – голова –
колени – пальцы – голова – колени – пальцы – колени – пальцы – колени – пальцы
– глаза – уши – губы – нос.
Повторяет этот ритм три–четыре раза. Дети выполняют упражнение.
Педагог-психолог
Ребята, какие вы умницы! Так хорошо все получилось! У нас осталось немного времени, и мы проведем заключительную игру.
Воспитатель
Садитесь на свои стульчики,
подышите спокойно. Молодцы! Наша заключительная игра такая: я буду задавать
вопрос или задание, а потом закрывать глаза. Вам я дам мячик. Передавайте его
друг другу по кругу. В какой-то момент я скажу «стоп», и тот, у кого в руках
окажется мячик, ответит на мой вопрос или выполнит задание.
Берет мячик.
Воспитатель
Вот мячик у меня в руках. Задаю
вопрос: «Что сегодня было самое веселое?» Берите мячик, начинайте передавать
друг другу, я закрываю глаза. Когда скажу «стоп», отвечает тот, у кого в руках
мячик.
Задает вопросы и дает задания.
Воспитатель
Ребята, вы такие молодцы! Вы очень
хорошо поиграли, мне было очень весело. А как вам?
Слушает ответы, дает обратную связь.
Воспитатель
Ребята, кто захочет, может взять свой веселый рисунок домой. Я вас всех благодарю, люблю, и на сегодня я прощаюсь с вами. Спасибо вам за прекрасную работу!