Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Реабилитация
людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для
общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том
числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды
для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная
(доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей,
возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми
потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному
развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В
современном обществе создание доступности образовательного пространства –
приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В
настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно
образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует
ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных
направлений государственной политики является политика создания условий для
предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному
образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные
программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Кабинет учителя-дефектолога
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. В МБДОУ имеется кабинет учителя-дефектолога. Общая площадь кабинета учителя-дефектолога 6,6 кв.м.
Кабинет
учителя-дефектолога предназначен для:
-проведения
диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-дефектолога с детьми.
Оснащение
кабинета:
-зеркало
настенное с лампой дополнительного освещения;
-зеркала
для индивидуальной работы;
-шкафы
для хранения пособий;
-столы
для детей;
-стулья
детский;
-стол, стулья для работы учителя-дефектолога с документацией.
В
кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по
развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников,
диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и
консультации для родителей.
Кабинет педагога-психолога
Деятельность
педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране
психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия,
свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета
педагога-психолога отведено отдельное помещение площадью 7,3 кв.м.
Кабинет
педагога-психолога изолирован, расположен на первом этаже в доступном удобном
месте, так чтобы его можно было легко найти. Это дает возможность оперативно
обращаться к психологу, а также позволяет родителям избежать лишних контактов и
при необходимости соблюдать конфиденциальность встречи.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В
учреждении оборудовано 12 групповых помещений, в том числе оборудованных для
проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и
воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья.
В
состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и
хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема
пищи), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой
мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными
особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и
ФГОС ДО.
Для
развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены
уголки озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями,
красочные календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал –
альбомы, картины по временам года, дидактические игры.
В старших
и подготовительной группах оснащены уголки экспериментирования: материалы для
наглядного показа и детского исследования (глобусы, карты, макеты, иллюстрации,
магниты, лупы, настольно – печатные игры).
Музыкальный зал
Музыкальный
зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития
детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники
и развлечения.
Общая
площадь музыкального зала - 73,5 кв.м.
Музыкальный
зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект,
пианино, музыкальный центр, учебно методическими материалами: оборудованием для
музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными
инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки,
погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи),
имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной
музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельного
помещения нет, литература находится в методическом кабинете: учебная и
методическая литература, периодическая печать, детская художественная
литература.
Методический
кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного
процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой,
мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с
образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное
развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое
развитие.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В
детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности
детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения
функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и
способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в
котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и
развлечения. Общая площадь физкультурного зала - 47,6 кв.м.
В
зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь,
необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное
оборудование - гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая
скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный
инвентарь - мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические,
кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и
массажные дорожки и др.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В нашем детском саду имеются технические средства
обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том
числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- интерактивная доска с комплектом программного
обеспечения;
- мультимедийная установка (проектор, экран,
ноутбук) - в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка;
- музыкальные центры (музыкальный, спортивные
залы);
- магнитофоны (в каждой возрастной группе)
- Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в
образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ
оборудованием.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Оборудование помещений МБДОУ и прилегающей к ней территории
соответствует паспорту доступности:
1. Главный вход на территорию детского сада
оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высоте.
2. Вход в здание оборудован кнопкой вызова
персонала для оказания помощи посетителям.
3. Главный вход в здание МБДОУ имеет безбарьерный
въезд, на входе имеется пандус для инвалидов-колясочников.
4. Ширина дверных проемов входа в детский сад
позволяет свободный вход инвалидов-колясочников. Имеется знак доступности.
5. У главного входа на территорию имеется тактильное
табло со шрифтом Брайля
6. Имеются специально оборудованное
санитарно-гигиеническое помещение
7. Имеются по коридору настенные одноуровневые хромированные
ограждения на стенах и двухуровневые ограждения на лестницах.
8. Имеется у входа на стене электронное табло
Специальные условия питания
Воспитанники МДОУ «ДС №76» не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети
"Интернет" - 4 точки для учебно-вспомогательного
целей.
Локальная сеть обеспечена доступом к сети
"Интернет" скорость подключения. Оказание данных услуг осуществляется
провайдером ОOО "ЭРЛАЙН";
Разработан и действует сайт МБДОУ «ДС №76» -
http:// https://dag-ds-76.tvoysadik.ru/
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта
для слабовидящих.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ создаются условия охраны здоровья
воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья. В ДОУ имеется медицинский кабинет и процедурный. В штате учреждения медицинского работника
нет. Медицинское обслуживание осуществляется по договору с ГБУ «Детская
поликлиника № 2» Ленинского района города Махачкалы, в рамках которого:
организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников,
проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся
профилактические мероприятия по предупреждению
заболеваний среди воспитанников (профосмотры).
Функционирует психолого- педагогический консилиум
ДОУ. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-
педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей
образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными
потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием
соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно
сотрудничает с ПМПк. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются
на дальнейшее обследование в ПМПк.
В детском саду используются здоровьесберегающие
технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их
оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том
числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны
здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
проведение профилактических осмотров;
мероприятия по обеспечению адаптации в
образовательном учреждении;
осуществление систематического контроля за
физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим
состоянием образовательного учреждения;
осуществление контроля за физическим,
гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
осуществление контроля за выполнением санитарных
норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений
соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября
2020 года N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН
2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения"). Каждая группа имеет отдельный
прогулочный участок.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым
обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для
использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья –
доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ «ДС №76» организовано сбалансированное
питание в соответствии с примерным 10 - дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ"
Питание воспитанников осуществляется в
соответствии с Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.3/2.4.3590-20, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ от
27 октября 2020 года.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.